Алексей Яшин

Руководитель проекта "FSFR Exams"
IPO
Initial Public Offering
Первичное размещение акций компании на бирже. Как компании становятся публичными

Задайте вопрос
VkontakteMail

Initial Public Offering
Дословно на русский можно перевести, как «первое публичное предложение», когда компания-эмитент объявляет открытую продажу своих акций сторонним инвесторам на фондовом рынке и размещает ее на бирже. На момент окончания IPO, компания становится публичной, и ее акции объявляются доступными для неограниченного количества инвесторов, что также накладывает на компанию некоторые обязательства, о которых пойдет речь в статье.

Все компании можно разделить на два вида:

  • Частная (закрытая)
  • Общественная (публичная)

Частная компания имеет небольшое количество акционеров, ее акции принадлежат основателям, руководству или группе частных инвесторов и ее владельцы помимо прочего не обязаны публично отчитываться о своих финансовых показателях. Что важно - владельцы таких компаний имеют частный доступ к акциям своей компании и могут распоряжаться ими по собственному усмотрению.
В общественных компаниях доли акций продаются посредством публичного размещения акций (IPO) и инвесторы, приобретшие их, становятся акционерами и имеют право на соответствующую долю активов и прибыли компании.

Многие заблуждаются, думая, что частные компании обязательно небольшие. Среди них есть такие, как «Магнит», «Mars», Bloomberg и др.

Среди публичных можно назвать «Газпром», американский банк JPMorgan Chase, «Amazon» и др.

Зачем компаниям становиться публичными?
Большинство компаний используют IPO, как отличную возможность масштабирования компании и быстрого сбора денег, которые она может использовать для развития, закрытия долга или создания новых продуктов, позволяющих компании вырасти. В ответ, инвесторы, купившие часть акций публичной компании смогут продать акции, в случае увеличения их стоимости или владеть ими и получать выплаты дивидендов.

Также преимуществами выхода на IPO можно назвать:
Возможность увеличить стоимость и капитализацию компании
Возможность для собственника выгодно выйти из бизнеса;
Возможность для компании получить более низкую стоимость привлеченного капитала.
Возможность укрепить свои позиции на рынке путем создания ликвидности (это также защищает компанию от поглощения и рейдерских захватов)
Возможность формирования долгосрочного капитала на выгодных условиях
Возможность повысить престиж, статус и кредитный рейтинг компании, что позволяет привлекать лучших специалистов
Минусы IPO
Но в отличие от частных компаний, публичным компаниям после выхода на IPO необходимо отчитываться перед владельцами акций и контролирующими органами и подавать отчет о раскрытии информации в комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC). Среди основных минусов IPO можно также отметить, что:
Выход на IPO сложен и с финансовой точки зрения, и относительно времени, которое займет подготовка к нему
Увеличится количество проверок со стороны надзорных органов
После IPO, деятельность компании становится открытой/прозрачной, что также может быть полезно для конкурентов, поставщиков и др.
Держатели акций, смогут оказывать влияние на принятие решений через совет директоров
Появятся значительные юридические, бухгалтерские и маркетинговые издержки
Существует значительный риск, что рынок не примет предложение, и отправит стоимость акции вниз
Риск IPO для инвесторов
Сегодня, для получения статуса «публичной», компаниям не обязательно иметь подтвержденные финансовые показатели или вековую историю. Благодаря росту количества частных инвесторов и интернет-бума, выход на IPO стал возможностью для небольших стартапов и фирм, которые в стремлении быстро заработать денег через продажу акций, не показывают фактической прибыли и даже не планируют ее получать в ближайшее время. Это нередко приводит к закрытию компании и к потери денег для акционеров. Важно помнить, что IPO - это просто продажа акций. И если можно убедить людей скупать акции вашей компании, то таким образом можно заработать много денег.
Такие IPO могут быть чрезвычайно рискованными, потому что очень сложно определить справедливую стоимость ценных бумаг и направление среднесрочного тренда, так как многие выходящие на рынок компании очень молодые и еще находятся на стадии динамичного роста, что также добавляет неопределённость и риск, которые усложняет прогнозирование потенциала акций. Чтобы грамотно уметь рассчитывать риски, нужно обладать специальными знаниями и статусом Квалифицированного инвестора, который можно получить через аттестат ФСФР. Наш курс подготовки к экзамену ФСФР состоит из лучших учебных материалов, благодаря которым модно не только успешно сдать экзамен, но и приобрести ценнейшие знания, которые позволят вам успешно работать на рынке ценных бумаг.

Стоит ли частному инвестору участвовать в IPO
Все зависит от вашего умения просчитать и оценить все риски. Обычно, выходя на IPO, компания не имеет никакой истории и основной спрос и предполагаемая стоимость акций зависит от прогнозов самих инвесторов. Такая неопределенность может спровоцировать сильную динамику цен, причем как большую, так и в меньшую сторону. Часто цена меняется на несколько десятков процентов, именно поэтому, вместе с риском потерять деньги, так же есть риск многократно увеличить капиталовложения.

Если нет цели краткосрочных инвестиций или спекуляций, а наоборот - долгосрочное инвестирование, то лучший вариант - подождать, пока ажиотаж вокруг продаж уляжется, и справедливая цена установится на котировки. В обратном случае, скачки котировок - отличный шанс заработать и зафиксировать неплохую прибыль. Но важно не забывать, что высокий рост сегодня, может сменится резким спадом завтра.
ФСФР 1.0
Основные термины в IPO
  • Initial public offering, IPO
    Это тип первичного размещения, которое происходит всякий раз, когда компания продает новые акции, и отличается от вторичного размещения, которое представляет собой открытую продажу ранее выпущенных ценных бумаг.
    Некоторые в шутку расшифровывают IPO, как "Immediate Profit Opportunities" (возможность немедленного получения прибыли) или "It's Probably Overpriced" (цена на них, возможно, вздута).
  • Primary market (Первичный рынок ценных бумаг)
    Это рынок, на котором эмитент выпускает и продает вновь выпущенные ценные бумаги. Продажа этих бумаг осуществляется по подписке или непосредственно для первичных покупателей.
  • Underwriter (Андеррайтер)
    Это некое юридическое лицо, например, коммерческий банк, или инвестиционная компания, которая получила специальную лицензию, на проведения операций по руководству процесса выпуска ценных бумаг, их распределения и продажи. Андеррайтер обязуется выкупить акции копании-эмитента, по их оценочной стоимости, даже если не будет других инвесторов, которые готовы выкупить все или часть данных ценных бумаг.
  • Lead underwriter (Ведущий андеррайтер)
    Это инвестиционный банк, который отвечает за назначение цены предложения IPO и выделяет доли акций другим членам консорциума. Также может называться "ведущий менеджер"
  • Lock-up period (Закрытый период)
    Это период времени после первичного размещения акций, когда ведущий андеррайтер не разрешает инсайдерам компании, выпустившей новые акции, продавать свои акции. Обычная длительность 180 дней.
  • Prospectus (Проспект эмиссий акций)
    Это официальный юридический документ, который создается для конкретного IPO и описывает детали сделки, а также информирует инвесторов о возможных рисках инвестиций.
  • Offering price (цена предложения)
    Это цена, которую должны заплатить инвесторы, которым выделяются доли в IPO
  • Opening price (открывающая цена)
    Это цена, по которой начинают торговаться акции нового выпуска. Также называется "First trade price" (цена первых торгов). Андеррайтеры полагаются на то, что цена при открытии превысит цену предложения, так как это даст инвесторам в IPO возможность получить прибавку к цене
  • Book building
    Это процесс, с помощью которого делается попытка определить цену, по которой ценные бумаги будут предлагаться. Он формируется на основе спроса со стороны инвесторов
  • Penalty bid (Штрафное предложение)
    Это штраф, взимаемый с брокеров со стороны ведущего андеррайтера, если ему приходится принимать уже проданные акции. Используется для того, чтобы отбить охоту к сбросу акций
  • Flipping (Флиппинг)
    Это осуществление перепродажи популярных акции в период первых нескольких дней IPO, для получения быстрой прибыли
  • Listing (Листинг)
    Этот термин обозначает, что акции были размещены на фондовой бирже и доступны для торговли на вторичном рынк
Для участия в IPO, необходимо иметь статус Квалифицированного инвестора, который можно получить подходя под несколько критериев (подробнее в статье), однако самый недорогой и практичный способ - получить аттестат ФСФР 1.0.
Выбрав этот способ вы получаете не только статус квалифицированного инвестора, но и теоретические знания об инструментах, которыми вам придется пользоваться Подготовиться к экзамену можно самостоятельно засев за учебники, но количество вопросов и тем слишком обширное, поэтому существуют специализированные курсы дистанционного обучения. Стоимость подобных курсов в «FSFR Exams» от 3 000 рублей за курс, что является самой низкой стоимостью среди конкурентов (от 10 000 и выше)

Если вы хотите стать Квалифицированным инвестором уже сейчас, то переходите на наш сайт, приобретайте курсы подготовки и готовьтесь к сдаче аттестационного экзамена - на данный момент, наши курсы это самый дешевый и простой способ получить статус Квалифицированного инвестора!

Если у Вас остались вопросы, то я с удовольствием на них отвечу через форму обратной связи по почте fsfr-exams@yandex.ru, а также в сообщениях нашей группы Вконтакте!

Яшин Алексей Дмитриевич
fsfr-exams@yandex.ru
Made on
Tilda